Адаптация – это естественное состояние школьника, которое проявляется в привыкании и приспособлении к новым условиям в своей жизни: деятельности, общении, социальным ролям и контактам.
Потребность в информации — одна из базовых естественных потребностей человека. Раз информация неизбежно оказывает воздействие на человека, значит, она должна фильтроваться. Ecли взрослый человексправляется с этой задачей (и то не всегда и не каждый), то ребенок этого дeлaть еще не умеет. А значит, он нуждается в защите своего информационного окружения со стороны взрослых людeй. Прежде всего, конечно, состороны родителей.
Ребенок, еще не умея фильтровать поступающую информацию, не имея еще устойчивых социальных моделей, получил доступ к социальным сетям, форумам, чатам, сайтам знакомств, онлайн-играм, информационным сайтам и блогам самого разного качества и содержания. На него буквально хлынул огромный, мощный поток самойразной информации. Он cтaл с ней взаимодействовать, зачастую один на один. Ситуация особенно обострилась в последние годы — с распространением индивидуальных переносных вычислительных устройств, таких как планшетные компьютеры и смартфоны. Таким образом, доступ в Интернет становится переносным ифактически неконтролируемым.
Интернет и персональный компьютер — превосходные инструменты для работы, образования, развлечения, духовного роста. Ребенка необходимо учить правильно управлять хаотическим потоком информации.
0пacнocти, подстерегающие ребенка в сети Интернет: конфликты, оскорбления и унижения, несчастные случаи, порнография, психологическое давление, экстремизм, насилие, мошенничество, сексуальные домогательства, зависимости (пропаганда наркотиков, алкоголя и курения), призывы причинить себе вред (от пропаганды суицида до опасных экспериментов над собой), вымогательства, непонимание, конфликтное, агрессивное общение.
Влияние Интернета на детей и информационная безопасность в XXI веке — тема огромная. Здесь представлены лишь основные, очевидные вызовы, стоящие перед родителями сегодня. К сожалению, логика в духе «Ну, сидит за компьютером, зато по подъездам пиво не пьет!» все еще чересчур популярна. Это глубоко ошибочная логика, ведущая к серьезным последствиям. Под угрозой психика ребенка, его образ мышления, его жизненные ценности. Одним словом, под угрозой то, что делает человека человеком.
Как противостоять опасностям и защитить информационное пространство ребенка
Задача родителей — научить ребенка грамотно управлять информационным окружением, защитить его информационное пространство от грязи. Современные информационные технологии открывают огромные позитивные возможности.
Интернет предоставляет доступ к цифровым версиям энциклопедий, например, к Большой Советской Энциклопедии. Благодаря современным технологиям значительно упрощается поиск нужных книг, большинство легко найти в Интернете и скачать или заказать. Однако очень остро стоит проблема достоверности предлагаемых знаний. Разгул лженауки чудовищен. Выход только один — тщательно проверять информацию и учить этому детей, формировать нормальную систему ценностей, адекватную картину мира, знакомить их с подлинной великой наукой и подлинным великим искусством.
В помощь родителям и учителям есть ряд порталов с уже проверенными авторитетными субъектами учебными материалами:
edu.ru — единое окно доступа к образоватеаьным ресурсам. Создан по заказу Федерального агентства по образованию. Выполнен ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информатика»
Ряд организаций регулярно проводит конкурсы на лучший позитивный контент, который не только безопасен для детей, но и является отличным подспорьем в учебе.
Психологическая готовность старшеклассника к выбору профессии во многом зависит от нас (родителей и учителей).
Цель профориентационной работы в гимназии заключается в постепенном формировании у подростка:
внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию;
корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов;
осознание требований профессии к человеку;
степени сформированности профессионально важных качеств.
Формирование готовности к самоопределению возможно при условии сотрудничества со взрослым, от которого подросток ждет не готовых решений и советов, а честного разговора о волнующих его проблемах и достоверной информации, на основе которой сам примет решение.