A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 397
Кировского района Санкт-Петербурга
им. Г. В. Старовойтовой

   В 2017 году нашей гимназии № 397 имени Г.В. Старовойтовой исполнится 80 лет (год основания образовательного учреждения 1937).

   7 декабря 2007 года, десять лет назад, открылся наш мемориальный зал, который называется «Судьба имен – сама судьба времен». Экспозиция зала состоит из семи разделов, которые включают 24 стенда и 21 витрину. В фотографиях, документах, полученных из архивов и личных вещах, подаренных учителями и выпускниками рассказывается о судьбе школы, о судьбах бывших учеников, о нашем Кировском районе и о стране на определенных этапах развития российского общества. Открывает экспозицию стихотворение советского поэта Евгения Евтушенко «Судьба имен»: 

Судьба имен - сама судьба времен,

У славы есть приливы и отливы,

Не обмануть историю враньем

Она, как мать, строга и справедлива.

    Это стихотворение полностью раскрывает целевую установку экспозиции: рассказать и показать роль школьного образования в развитии человеческой личности, ее становлении и дальнейшую социальную роль в общественной жизни моей страны.

Рождение школы № 22

    Проект нашей школы и пришкольного участка за подписью архитектора Л.Е. Асса, портреты архитекторов- Л.Е. Асса и А.С. Гинцберга, которые так же являются авторами восьми школ в нашем районе и более ста в Санкт-Петербурге. Это школа № 388 на Огородном переулке; школа № 162 на Турбинной улице 50; бывшая малокомплектная школа, рассчитанная на 400 учащихся на улице Зои Космодемьянской дом № 7, ныне современный ЦИК; школа №  480 на улице Маринеско и другие.  

Проект школы и фотографии (фотографии класса типовой школы, рекреации, кабинета русского языка и литературы) были получены из архива Ленпроекта в состав которого входила 14 мастерская, где работали Асс и Гинцберг.

На карте Кировского района довоенного времени представлены адреса и номера школ. До 1917 года за Нарвской заставой работало всего шесть школ начального образования. К 1941 году школ в Нарвском, Кировском районе стало 24 из них только шесть начального образования.

     Точную дату постройки нового здания школы в Кировском районе на Кутузовском 13 сообщила газета «Ленинские искры» за 27 ноября 1936 года. Учебный год начинается 1 сентября 1937 года и тогда школа получает номер 22. В довоенное время нумерация школ давалась по районам и фактически каждый район отчитывался перед Исполкомом Ленсовета о количестве построенных школ и обеспечении посадочными местами подрастающего поколения в школах и детских садах.

      Закономерно, что в городе в это время проходит массовое строительство детских учреждений, так как количество населения города резко возросло. В связи с так называемым «преобразованием» деревни, когда начинается строительство колхозов и раскрестьянивание сельского населения, огромное количество бывших крестьян приезжало в большие города. Они поступали работать чернорабочими на заводы, фабрики, стройки. Многие из них в последствии становились квалифицированными работниками, техниками и даже инженерами, получали образование в вечерних школах, техникумах, на всевозможных курсах повышения квалификации, рабфаках и в высших учебных заведениях.

     В те времена количество детей в семьях было от 3 до 10. Как правило такие семьи проживали в деревянных бараках, которых было много в промышленных районах или в коммунальных квартирах. Естественно государство стало задумываться о будущем юного поколения и издало закон об обязательном семилетнем образовании для городской молодежи и начальном для сельской в 1935 году. Многие школы были мало приспособлены для обучения, не хватало посадочных мест. В школах учились в две смены, под час в одной параллели было от 4 до 7 классов, были так называемые скользящие классы плюс вечерняя школа.

     Только интенсивное строительство школьных зданий и детских садов способно было решить эту сложную задачу.

     Ранее в нашем городе строились школы-дворцы по проектам таких архитекторов как  А.С. Никольский, Н.А. Троцкий, О.Р. Мунц, то есть ведущих архитекторов нашего города. Школы-дворцы были построены во всех районах города и стали памятниками советской архитектуры довоенного времени. Две из них находятся в нашем районе, это лицей № 384 (архитектор А.С. Никольский) и Петровский колледж (архитектор О.Р. Мунц). Но строительство школ-дворцов было очень дорогостоящим. Требовался проект недорого, типового, школьного здания.

     И таким типовым проектом стал проект школ, разработанный Л.Е. Ассом  и А.С. Гинцбергом, который  стоил 380 тыс.руб., причем фактически было создано четыре модификации  на основе главного проекта.

Школьная жизнь в 1937-1941 годы 

     Итак, учебный год начинается 1 сентября 1937 года. Первым директором школы становится Попов. К сожалению время не сохранило его имени и отчества, так как стенограммы совещаний и в РОНО и ГОРОНО только рассказывают об его критических замечаниях в адрес руководства народного образования. Стенограммы хранятся в фонде № 5039 опись № 15, дело 23 в Архиве истории Санкт-Петербурга.

     Школа №22 начинает работать в очень интенсивном режиме: учащиеся учатся в две смены, подчас в одной параллели было от 4 до 7 классов + вечерняя школа. По проекту школьное здание рассчитано на 600 человек, но училось примерно в два раза больше.

    13 августа 1938 года директором была назначена Антонова Антонина Брониславовна. В архиве гимназии хранятся выписка из личного дела и анкета Антонины Брониславовны. Читая анкету, которую заполняли граждане СССР, можно узнать о таких пунктах как: социальное происхождение, национальность, образование, владение иностранными языками, партийность, подробные сведения о родственниках, об их партийности, имелись ли партийные взыскания, участвовали ли в Октябрьской революции и гражданской войне, на чьей стороне были. Такие требования предъявляло государство к руководителям, работающим в области народного образования.

     Очень тепло в своих воспоминаниях отзывается о ней довоенный ученик Тихов Сергей Родионович. Как рассказывал Сергей Родионовична на одной из встреч выпускников, он был отъявленным хулиганом и почти еженедельно бывал в кабинете директора.

     В школьном архиве сохранились  фотографии довоенной ученицы нашей школы  Потаповой-Лежневой Галины Петровна. Ее личный фото архив  помогает нам увидеть облик учеников, кабинетов, занятий учащихся в свободное от учебы время с 1937-1941 гг.

     Сохранились и фотографии школьников Кировского района с 1936 года. Здесь и первая трудовая школа и четвертая начальная: деревянное здание которой находится на улице Лени Голикова где в настоящее время расположена аптека. Эту начальную школу заканчивала Галина Петровна и многие члены ее семьи. 

     Школьная жизнь тех времен: встреча школьников нашего района с народной артисткой СССР – Корчагиной-Александровской; занятия в театральном кружке, где готовится представление к празднику Октябрьской революции; праздничное гуляние отличников района в Екатеринговском парке, в честь начала 1938 учебного года; занятия в стрелковом кружке, который назывался «Ворошиловский стрелок». Фотографии 6-а класса, в одном из которых училась Галина Петровна, а также занятия в фото-кружке в нашей школе. Галина Петровна очень увлекалась фотографией, и благодаря ее увлечению, мы имеем документальные материалы, показывающие жизнь школы того времени.

     Галина Петровна не успевает закончить семилетнюю 22 школу, так как начинается война. Она пережила блокаду, оккупацию на Кавказе, куда была вывезена из блокадного Ленинграда в 1942 году. С 1943 года работала на военном заводе в Архангельской области. На севере получила образование, стала инженером-экономистом. В настоящее время проживает в Кировском районе, на улице Новостроек. Несмотря на свой возраст Галина Петровна сохраняет бодрость духа, отзывчивость, доброе отношение к людям.  

     Мирная жизнь была прервана 22 июня 1941 года. Наша школа закрывается, учащиеся переходят в школу №384, туда же директором уходит Антонина Брониславовна. А в нашей школе с 8 сентября стоит зенитная часть МПВО города Ленинграда, здесь же находится Медсанбат, то есть медицинский санитарный батальон и ряд классов были приспособлены для оказания первой помощи бойцам зенитных частей и рабочим, которые пострадали в результате артбстрелов и налетов на Кировский район. Ведь фактически расстояние от местонахождения Кировского завода и нашей школы до передней линии обороны нашего города составляло 4,5 км,  а от доков Северной верфи до проспекта Маршала Жукова, оно было чуть более 2 км. Гражданское население и дети были эвакуированы из микрорайона Автово. Район получил статус шестого укрепрайона и фактически стал второй линией обороны на юго-западной границе города. В район Автово разрешалось войти только по спецпропускам. Как известно из истории нашего города в декабре 1941 года прекратилась подача электричества, трамваи встали. Рабочие-умельцы Кировского завода приспособили старинный паровозик, который ходил по трамвайному рельсовому пути, и на открытых платформах подвозили материалы; рабочих заводских предприятий, которые работали в Автово и находились на казарменном положении; военных, отправлявшихся на передний край обороны.

     В сентябре месяце, когда осуществлялся штурм города, на Кировский район было сброшено 100 артиллерийских снарядов, 1500 бомб с зажигательной смесью и 95 фугасных бомб. В таких условиях жили и трудились в Кировском районе всего лишь 3000 человек, которые обеспечивали ремонт боевой техники и снабжали армию боеприпасами.

      27 января 1944 года была снята блокада Ленинграда, а 30 апреля 1945 года город освободился и от светомаскировки. В город возвращаются эвакуированные, и уже летом 1944 года наша школа начинает функционировать как летний лагерь.

Изменение статуса школы с 1944 – 2004 годы 

      А, 1 сентября 1944 года начинается новый учебный год. В октябре 1944 года она получает №397, который сохраняет и по сей день. Это связанно с приказом Ленинградского. ГОРОНО об изменении нумерации школ в нашем городе в 1944 году.

      Школа в послевоенные годы функционирует как семилетняя мужская школа. Надо отметить что после блокады, в сентября 1944 года в районе открылись шесть школ: №396 средняя мужская школа, №397 семилетняя мужская, №384 средняя женская школа, №382 женская семилетняя школа и две начальных школы: одна - в Торговом порту на Гутуевском острове, и другая - в Сергеевском переулке, ныне улице Метростроевцев. Список школ на 1944-1945 годы был утвержден Исполнительным Комитетом Ленинградского Совета Депутатов Трудящихся.

     В 1947 году в нашей школе благодаря активной позиции родительского комитета и помощи руководителей Кировского завода: Дашкевича, Вильегорского и Васильева ( дети, которых учились в нашей школе ) был открыт 8 класс. В 1950 году состоялся первый выпуск мужской средней школы №397. В 1954 году школы всей страны перешли на совместное обучение и в 1956 году состоялся первый, совместный выпуск в нашей школе. Школа становится средней, общеобразовательной, трудовой, политехнической школой, и такой статус она сохраняла до 1965 года. В 1965 году школа получила новое название – школа, с углубленным изучением ряда предметов на английском языке. В 2004 году по указу Президента РФ В.В. Путина и постановлению правительства С-Петербурга от 21.01.2004 г. нашей школе было присвоено имя Г.В.Старовойтовой, а в мае 2004 года она получает статус гимназии. 

Галина Васильевна Старовойтова и ее роль в общественной жизни нашей страны 

     Галина Васильевна Старовойтова - ученый, правозащитник, депутат Государственной Думы РФ, закончила нашу школу в 1964 году. Деятельности Г.В. Старовойтовой высокую оценку дали такие выдающиеся личности, как Д.С. Лихачев и В.В. Путин. Дмитрий Сергеевич Лихачев назвал ее «истиной петербурженкой», а В.В. Путин сказал, что: «имя Галины Васильевны   Старовойтовой – одно из самых ярких в истории новой России. Своей жизнью она сумела доказать, что политика – это негрязное дело, а призвание, требующее гражданского мужества, высочайшего профессионализма и нравственной частоты». 

     Родилась Галина Васильевна в 1946 году в городе Челябинске, где проживали и работали ее родители: Старовойтов Василий Степанович и Потапова Римма Яковлевна. Вся жизнь отца Галины Васильевны была связанна с оборонным комплексом Советского Союза, он являлся одним из ведущих конструкторов танковой промышленности, закончил перед войной Баумское училище в Москве и был направлен на ЧТЗ (Челябинский Тракторный завод), который фактически был в годы войны эвакуированным Кировским заводом нашего города. В 1948 году вместе с Кировским заводом Старовойтовы возвратились в Ленинград. За годы службы в Ленинграде Василий Степанович защитил Докторскую диссертацию, стал лауреатом Ленинской премии, возглавил Всесоюзный Научно-Исследовательский Институт Тяжелого Машиностроения, который находится в Горелове. Василий Степанович был награжден за свои заслуги многими наградами  нашего государства, но особенно Василий Степанович гордился медалью имени Королева ( он был одним из авторов ходовой части лунохода). Римма Яковлевна работала секретарем администрации Кировского района нашего города. 

     Галина Васильевна Старовойтова училась в двух школах нашего района: №390 (в настоящее время находится в Красносельском районе). После окончания 8 класса в школе № 390 поступила в нашу школу, которую закончила в 1964 году. В школьном музее хранится фотография Галины Васильевны вместе с родителями и младшей сестрой Ольгой Васильевной. Выставлены фотографии, на которых Галине Васильевне 17 и 18 лет, год окончания нашей школы. В школьном музее представлен аттестат далеко не лучшей ученицы, так как Галина Васильевна в школе точные науки не любила. Исследовательская жилка начинает проявляться у юной Галины Васильевны в нашей школе, когда у нее возник спор во время занятий кружка с учителем и директором школы Анатолием Ивановичем Тодорским. Для того чтобы получить веские аргументы в этом споре, Галина Васильевна пошла в Публичную библиотеку, смогла получить библеографическое подтверждение для завершения спора. Как говорит ее сестра – Ольга Васильевна: «Она не хитрила, не выдумывала, а всегда, используя веские аргументы, всегда убеждала своих оппонентов». Это качество, быть убедительной, используя неопровержимые факты, определило ее дальнейшую деятельность и в науке, и в политике. На следующем занятии кружка, она сделала сообщение о добытых сведеньях, и Анатолий Иванович Тодорский признал ее правоту).

     До начала своей активной политической деятельности Галина Васильевна закончила с отличием Ленинградский Государсвенный Университет, защитила кандидатскую диссертацию, стала научным сотрудником Ленинградского института Антропологии и Этнографии. После переезда в Москву работала в Центре по изучению межнациональных отношений при Президиуме Академии наук города Москвы. В 1989 году стала народным депутатом Советского союза от Армянской СССР, затем была избранна народным депутатом от города Ленинграда в Верховный совет СССР и  РСФСР, в 1990-1991 – член Высшего Консультативного Совета при Председателе Верховного Совета РСФСР. 1 июля 1991 года назначена советником президента РФ по вопросам межнациональных отношений.

     В мае-июне 1993 года участвовала в работе Конституционного совещания-специального органа по созданию конституции России, принятой на референдуме в декабре 1993 года. В 1994 году преподавала в США в Браунском университете. В это же время была написана книга «Национальное самоопределение: подходы и изучения случаев». Дважды была избрана депутатом Государственной Думы РФ.

     В школьном музее можно увидеть диплом об окончании с отличием ЛГУ и автореферат ее диссертации, которая посвещенна исследованию жизни татарского населения в городеЛенинграде и Альметьевске. Диссертация называется «Проблемы этносоциологии иноэтнические группы в современном городе». Научный руководитель Галины Васильевны Старовойтовой, профессор К.В. Чистов в своих воспоминаниях рассказал об основных этапах ее работы над диссертацией и о том, каким образом удалось добиться права на проведение социологического, психологического и культурного исследования татарского населения в нашем городе, да и в Казани.

      Автореферат диссертации, любезно предоставленный музеем Старовойтовой, способствовал моему знакомству с историей появления татарской диаспоры  в Санкт-Петербурге.

     Татарское население появляется в Санкт-Петербурге в начале ХVIII, об этом сообщает в своей книге Семенова Л.М. «Быт и население Санкт-Петербурга (XVIII в)». На странице 11-12 она цитирует историков Санкт-Петербурга Б.Э.Липтоль и П.С.Лупова: «Очень большое количество людей из татар, русских и калмыков, после того как отработали определенное время на его царское величество не захотели отправляться в дальний путь, а получили достаточно работ за деньги у многих господ, которые все это время строили все больше и больше домов, и, следовательно, имели свою выгоду, несколько тысяч из них тут же обосновалось и построили себе дом, тем более им разрешалось занять любое место».

     Татарское население селилось на Петроградской стороне. В прошлом татарская слобода находилась в районе 1-ой Дворянской улицы, ныне это район улицы Куйбышева, вблизи Троицкой площади. В слободе проживали татары, калмыки, турки и другие подобные народы. Татарская слобода, ее постройки отличались чрезвычайной бедностью. Многие дома «так малы, что их можно разобрать за два часа и перенести в другое место». Часть слобожан, прибыв в город, превратились в ее постоянных жителей. Другой историк, Ю.Н.Беспятых, говорит, «что в татарской слободе всяк народ живет в соответствии со своими обычаями, на свой лад». Этот факт сообщает, о том, что православная церковь и государство не вмешивались в бытовые, религиозные традиции и обычаи мусульманского народа . 

      В декабре 1987 Галина Васильевна вместе с семьей переезжает в Москву и начинает работать старшим научным сотрудником Центра по изучению межнациональных отношений при Президиуме Академии Наук СССР. Работая в Москве, Старовойтова неоднократно принимала участие в международных экспедициях по изучению долгожителей в горных районах Абхазии и Нагорного Карабаха (как этнопсихолог и руководитель экспедиции). Как сама говорила Галина Васильевна: «Арменией больна на всю жизнь». Тогда же она поняла, как ученый, всю сложность нерешенных национальных проблем кавказских народов, которые были объединены в республики как союзные, так и автономные только по воли и под нажимом Сталина, а отнюдь не по желанию самих народов. И такая внутренняя политика советского государства способствовала нарастанию межнациональных конфликтов среди народов Кавказа. Что и произошло в 1989 году в Азербайджане в городах: Агдаме, Степанокерте, Сумгаите, Баку и других населенных пунктах.

      Галина Васильевна участвовала  в  кавказских экспедиций. Члены экспедиции были потрясены и удивлены ее универсальными способностями, когда во время путешествия по горным дорогам Карабаха и Абхазии у них заглох мотор газели, то Галина Васильевна смогла починить мотор, и экспедиция благополучно отправилась к назначенному месту. Здесь проявилось воспитание, олученное в семье.

      Галина Васильевна встала на защиту армянского населения перед государственной властью. Армянский народ выдвигает русскую женщину, ставшую на защиту армянского населения Карабаха,  в народные депутаты Верховного Совета СССР по 393 округу Еревана.

     Так в 1989 году начинается политическая деятельность Г.В.Старовойтовой. 14 мая 1989 года она стала народным депутатом СССР по 393 Ереванскому Советскому национальному территориальному округу Армении. 75.1% голосов избирателей проголосовали «за».

     25 мая 1989 года – начало работы Первого съезда народных депутатов СССР. Галина Васильевна сотрудничает с депутатом и академиком Андреем Дмитриевичем Сахаровым, борется вместе с ним за освобождение Аркадия Манучарова, одного из лидеров Карабахского движения, боровшегося за воссоединение Карабаха с Армянской Республикой и находящегося в тот момент в Бутырской тюрьме Москвы. Борьба увенчалась успехом, в 1990 году Манучаров был освобожден из тюрьмы.

     Во время работы съезда Галина Васильевна стала активным участником Хельсинской группы. В 1975 году в городе Хельсинки на Совещании по безопасности сотрудничества в Европе (СБСЕ) был подписан договор, который заключили 33 европейских государства, а также США и Канада. В Москве была образована Хельсинская группа под руководством Людмилы Алексеевой. Руководитель Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева вспоминает о работе Старовойтовой: «Подавляющее число политиков обращается к проблеме прав человека, только когда это проталкивает их политические идеи, и легко забываю об этих проблемах, как только это идет в разрез с их узко политическими интересами. Галина не переставала быть правозащитницей, будучи политиком». И далее Алексеева пишет: «В конце советского периода истории мало кто понимал значимость идеи прав человека. С моей точки зрения, политик идеального будущего, который, занимаясь политикой, не нарушает этических норм и руководствуется идеологией прав человека. А не тем соображением, что политика, мол, искусство дозволенного, а когда не дозволено, то можно и гадость совершить. Вот этого последнего в Галине совсем не было». На мой взгляд – это несбыточная, романтическая мечта лидеров демократического движения и общества конца ХХ века в нашей стране.

     Галина Васильевна Старовойтова входит в клуб столичной интеллигенции «Московская Трибуна» и Межрегиональную Депутатскую Группу. Около 300 народных депутатов из разных регионов СССР на съезде вели яркую политическую борьбу с «агрессивно-послушным» большинством съезда народных депутатов и правящими кругами того времени. Моральным лидером МДГ и всего демократического движения того времени воспринимался академик А.Д.Сахаров. Сахаров, Старовойтова совершали многочисленные поездки по тюрьмам, сделали все, чтобы освободить узников совести, дать право голоса инакомыслящих и предоставить всем гражданам России свободно высказывать свою точку зрения на те или иные события, на деятельность государственных структур в нашей стране. В настоящее время – мы это право имеем.

     Один из активных участников группы МДГ Антуан Аракелян был не только ее соратником в борьбе за права человека, но и критиком в ее окружении. С его точки зрения, «правозащитник не может быть в «вертикальных» отношениях с партийным или государственным деятелем или структурой. Правозащитник, по сути, должен быть в оппозиции к власти. Я поправлял и Галю, и Юлия Рыбакова (депутата Государственной Думы от С.-Петербурга), когда они называли себя вместе с нами «общественностью»: вы представители власти, говорил я, вы пользуетесь законными льготами и живете на средства налогоплательщиков, потому мы представители разных секторов общества: власти и населения. Про выражение людских интересов – отдельных разговор, здесь должны и могут быть совпадения».

     В июне 1990 года Старовойтова побеждает и на выборах в народные депутаты РСФСР от Ленинграда по 209 округу: 74.1% голосов – «за». Среди всего десяти депутатов избранных на одновременно проходивших съездов СССР и РСФСР -  она – единственная женщина. В этот период Галина Васильевна составляет специальные записки в ЦК КПСС и в правительство по национальным проблемам. Ее научные рекомендации ценились всегда и всеми, но, к сожалению, не всегда воплощались в жизнь.

     1 июля 1991 года – назначена советником Президента РФ Бориса Николаевича Ельцина по вопросам межнациональных отношений в России. Нерешенные национальные проблемы способствовали уничтожению СССР и могли изнутри взорвать и Россию. Самые больные точки – Чечня, Ингушетия, Осетия, то есть Кавказ. Силовые структуры стремились при помощи оружия, танков подавить конфликтную ситуацию в Чечне. На первом этапе Галине Васильевне удалось уговорить Ельцина не начинать боевые действия в Грозном. Армия, танки были отведены. (По воспоминаниям устной беседы с Г.Г.Маркеловой от 14.01.06 г.). Но силовые структуры, ближайшие помощники Президента настаивали на использование военной силы в Чечне. Итог – мы хорошо знаем.  

      В школьном музее хранятся  труды Галины Васильевны: статьи по национальным вопросам, помещенные в сборник «Пять лет – без права передышке»; Конституция РФ; закон № 122 «О свободе совести и религиозных объединений», принятый Государственной Думой в 1997 году; рукопись статьи, книга «Национальное самоопределение; подходы и изучения случаев»  У нас в экспозиции книга представлена на русском и английском языках. Впервые она была издана на английском языке, а затем на русском языке ). В ее книге изложены основные принципы самоопределения нации:

1) Достаточно ли у данной нации, компактно проживающей на определенной территории, хорошо развита экономика, то есть способна ли она решать самостоятельно все экономические вопросы, поставленные перед независимым государством.

2) Способно ли вновь образованное, независимое государство вести независимую политику.

3) Способно ли независимое государство решать социальные проблемы без экономической помощи других государств.

4)Высшей формой волеизъявления народа является референдум.

Старовойтова Г.В. «Национальное самоопределение: подходы и изучения случаев».- СПб, «Европейский институт», 1999 г., с. 113 – 118. 

       Если совокупность всех этих требований не соответствует реальной жизни, то выход из состава другого государства бессмысленен. Поэтому Галина Васильевна Старовойтова была категорически против распада СССР.

       В результате распада СССР образовалось самостоятельное государство РФ, в котором оказалось многочисленное количество автономных республик и национальных округов. И жизнь показала, что многие из них не способны вести самостоятельную экономическую и политическую жизнь и решать сложные социальные вопросы. Таким образом, уже в наши дни, начинается обьединение национальных округов с экономически сильными областями России. В результате проведенных референдумов образовались новые территориальные объединения: Красноярский край, куда вошло национальное объединение Емало-Ненецский автономный округ и Пермский край, куда вошел Коми-Пермецкий национальный округ. В настоящее время решается вопрос об объединении Новгородской и Псковской областей.

       В эти же годы Галина Васильевна встала на защиту прав национальных меньшинств в нашем городе: за их право сохранять свою культуру, быт,язык, иметь собственную печать, исповедовать свою религию и обряды. В то же время она говорила, в своих статьях, о необходимости изучения национальными меньшинствами и русской культуры Санкт-Петербурга. Но, к сожалению, в те времена в городе было слишком мало сделанно для объединения национальных общин с русским обществом в Санкт-Петербурге.

       Галина Васильевна активно выступала против ксенофобии, нарастающего национализма и фашизма в нашей стране, что и определило ее трагическую гибель 20 ноября 1998 года, когда она была расстрелена в подъезде дома в нашем городе на Канале Грибоедова,91 где в настоящее время установлена мемориальная доска.

       Захоронена на Никольском кладбище в Александро-Невской лавре, а 17 мая 2006 года был открыт в сквере на углу Суворовского проспекта и улице Моисеенко памятный знак с рельефным портретом Галины Васильевны Старовойтовой. Сквер назван ее именем. Таким образом  гимназия № 397, захоронение на Никольском кладбище, мемориальная доска на канале Грибоедова 91, сквер на углу Суворова и Моисеенко увековечили память о Галине Васильевне Старовойтовой в нашем городе.

       Благодаря огромной помощи семьи, общественного музея имени Галины Васильевны Старовойтовой, находящегося на Большой Морской 35 мы получили литературу, видеозаписи и личные вещи Галины Васильевны: деловой костюм, шарфик, бусы, депутатский значок, а так же литературу, документы, рукопись одной из статей, два видеофильма.

     Наша гимназия активно сотрудничает с фондом Галины Васильевны, и наши учащиеся за свои творческие работы были награждены медалью фонда Старовойтовой. Здесь же в витрине фотографии Тинус Даши и Андриевской Алины, получившие медали и свидетельства за номерами один и два. Этой медалью награждаются наши учащиеся, занимающие активную гражданскую и творческую позицию.

     Идеи Галины Васильевны Старовойтовой о создании гражданского общества в жизни многонационального города, каким является Санкт-Петербург, определили и современную, внутреннюю политику. Так в современном Петербурге зарегистрировано: 13 автономий, более 130 национальных культурных центров, среди которых армянский, татарский, еврейский, белорусский, почетным членом которых избранна Галина Васильевна. В городе действует 400 церквей, из них только 200 православные, остальные принадлежат другим конфессиям.   

     По воспоминаниям семьи Старовойтовой любимыми учителями Галины Васильевны в нашей школе были Тодорский Анатолий Иванович и Предтеченская Лия Михайловна.

Ленинград, война, блокада, Кировский район 

     В годы войны, как я вам уже сообщила, наша школа не работала. Многие учителя нашего района и нашей школы принимали самое активное участие в защите нашего города в дни блокады. В их числе были и любимые учителя Галины Васильевны Старовойтовой: Рядом с Предтеченской - Редькин Борис Осипович (учитель физкультуры) , Соскин Юрий Сергеевич(военрук), Гончаренко Екатерина Васильевна( учитель начальных классов, завуч начальной школы). Учителя нашей школы защищали наше Отечество и город Ленинград в дни блокады. Эти учителя награждены многими правительственными наградами СССР.

Анатолий Иванович Тодорский.

     В предвоенные годы он стал директором школы №6 в двадцать пять лет. И всего за один год школа стала одной из лучших в районе. Анатолий Иванович был исключен из членов ВКП(б) в 1938 году, как брат врага народа Тодорского Александра Ивановича. 

     Тодорский Александр Иванович в предвоенные годы был Начальником Военной академии, затем Начальником управления военными учебными заведениями. В 1937 году- арестован, в 1941 году – освобожден, направлен на фронты Великой Отечественной войны. Закончил войну в звании генерала-лейтенанта. Написал книгу « Год с винтовкой и плугом. Его имя вошло в Большую Советскую энциклопедию СССР.                                                          

    Анатолию Ивановичу Тодорскому в 1941 году руководство города и района поручает организацию эвакуации детей Кировского района в Вологодскую область. В числе помощников Анатолия Ивановича была и Шкорбатова Тамара Ивановна, которая в 1944 году стала директором нашей школы.

    После эвакуации детей Анатолий Иванович возвращается в августе 1941 года в Ленинград, докладывает руководству района и города о проделанной работе и уходит на фронт. Сражался в 325-ой стрелковой дивизии: в ноябре 1941 года защищал столицу нашего государства – Москву на Калиненском фронте. Участвовал в Битве на Курской дуге, освобождал Польшу, сражался на Втором Белорусском фронте и брал Берлин. В школьном архиве можно найти фотографию молодого Тодорского А.И.со своими товарищами у стен поверженного рейхстага в Берлине. .

     В 1946 году демобилизован, возвращается в родной Ленинград и Кировский район. Анатолий Иванович верой и правдой служил народному образованию - 48 лет, в качестве заведующего РОНО, был директором школ № 6, 384, 397, 248.

Школа № 397. Ее жизнь 1944-1965 годы. Выпускники школы 

    Наша школа летом 1944 года начинает функционировать как летний лагерь. Детей собирали в уцелевших школьных зданиях, привозили на площадь Стачек и оттуда спецтрамваями везли в Городской Дворец Творчества юных, тогда он назывался Городским Дворцом Пионеров и Школьников. Первого сентября 1944 года начинаются занятия в мужской семилетней школе № 397.

    27 сентября 1944 года директором была назначена Шкорбатова Тамара Ивановна, завучом Пугина Ираида Александровна. 

   Педагоги и учащиеся очень многое сделали для материального обеспечения школы. Прежде всего, в 1944 году из подвалов перед началом первого учебного года достали старые парты, мебель, учебные доски, которые чудом сохранились. Отмывали их от грязи, чинили и заносили в классы. 30 апреля в нашем городе была отменена светомаскировка, а окна школы были остеклены только на 1/3, а 2/3 забиты фанерой. Директору школы пришлось приложить много усилий для материального и бытового благоустройства школьного здания.

     Школа имела отдельную котельную и в выходные дни учителя и старшие учащиеся ездили на товарную станцию Витебская-Сортировочная, где разгружали уголь и дрова для своей котельной, таким образом обеспечивая теплоснабжение школы.

     Весной и летом учащиеся и педагоги школы работали на совхозных полях в Колтушах (близлежащие поля Кировского и Петергофского районов заминированы и практически были не доступны для посевов овощей). Фактически работая на полях учащиеся обеспечивали овощами школьную столовую. По субботам столовая отпускала продукты питания учащимся по карточкам. Продуктовые пакеты назывались пакетами выходного дня, в которых находились крупа и овощи. Это процедура была очень утомительной, как для школьных руководителей, так и для учащихся. Фактически надо было раздать 600 пакетов с продуктами в субботу после окончания уроков.

     9 мая 1945 года закончилась Великая Отечественная война. В память об этом событии педагогический коллектив сфотографировался, и эта фотография находится в нашем музее, где указаны фамилии, имена отчества почти всех членов педагогического коллектива.

     Самое главное в школе - это организация учебного процесса. И не смотря на трудности послевоенного времени в школе с обычным учебным процессом были введены новшества. Именно в 1946 году в школе появилось учебное кино. Киноустановка были получены при помощи военных и Кировского завода. Учащиеся старших классов получали профессию киномехаников, подтвержденную дипломом. Заслуженный учитель республики (РСФСР) Ольга Васильевна Негруца вспоминает как однажды у нее на уроке был показан фильм «Животный мир пустыни, полупустыни средней Азии». Демонстрируется кадр: суслики стоят в своей стойке, к одному из них подкрадывается змея. Внезапно весь 5-б класс вскочил со своих мест и закричал: «Суслик! Беги, беги!». Такова была реакция маленьких детей, которые никогда не видели фильмы и воспроизведенное на экране воспринимали как реальную, живую жизнь. 

     Активно шли работы на пришкольном участке, который облагородили, посадив кусты и деревья. На пришкольном участке были устроены грядки, где выращивали овощи, которые затем поступали в школьную столовую. В школе был открыт спортивный зал и огромным новшеством было введение уроков по мотоциклетному спорту. Школа смогла приобрести два мотоцикла, по всей видимости трофейные, конечно при помощи Кировского завода, который для нашей школы стал базовым, шефским предприятием. Многие ребята, заканчивая школу, получали права по вождению мотоцикла и даже профессию механика. В обязательном порядке проводились занятия для отстающих учеников. Активно начинает работать пионерская и комсомольская организации. 

     Проводится и внеклассная работа, связанная с изучением культуры нашего города. Были организованны экскурсии в «Музей блокады Ленинграда», Казанский собор ( музей религии атеизма), музей Арктики, музей Ленина, Русский музей и Эрмитаж.

     В школе особенно были популярны предметные вечера. Наиболее ярко прозвучали в школе и запомнились в районе вечера, подготовленные учителем Мажбиц С.М.  и учителем математики Иссуриным Б.О..  Литературный вечер был посвящен Гоголю. На математическом вечере учащиеся очень часто решали оригинальные задачи. Об одной из них сообщил бывший ученик Райцесс Б.Ф.: У одного фермера было всего 11 голов скота – коров и индюков, на всю скотину 30 ног. Спрашивается: сколько было коров и сколько индюков? (подсказка: решать задачу с одним неизвестным). С особой теплотой отзываются бывшие ученики об учителе химии – Головине Николае Дмитриевиче. Многие ученики тех лет после окончания школы поступали Технологический институт имени Ленсовета, что в дальнейшем, многим из них был открыт путь в науку.  

     Традиция отмечать десятилетние юбилеи нашей школы родилась в 1947 году. И, первый десятилетний юбилей отметили в тяжелый, неурожайный 1947 год. Это был последний год, когда граждани нашей страны получали продукты питания, одежду по карточкам. Педагогам и учащимся на «Вечере встречи» учителей и бывших учащихся был задан только один вопрос: Назовите самый памятный день вашей жизни в 1945? И бывшие ученики, учителя и учащиеся нашей школы назвали «День Победы-9 мая» самой знаменательной датой в их жизни, в жизни города, и государства

      В 1947 году в нашей школе открылся 8-ой класс, благодаря помощи руководителей Кировского завода, чьи дети учились в нашей школе. Вельгорский- главный бухгалтер Кировского завода, Дашкевич- начальник особого отдела, Васильев- заместитель главного инженера Кировского завода обратились в ГОРКОМ партии и ЛЕНГОР ИСПОЛКОМ с ходатайством от родителей учащихся и коллектива учителей о предоставлении школе статуса средней. В 1950 году в школе состоялся первый выпуск. Аттестат зрелости получили 13 человек, среди них трое медалистов. Золотую медаль получил Вязанкин Владимир, а серебряную Васильев, Дашкевич. Сохранилась фотография учителей средней школы и 11 выпускников 1951 года. 

      Учащиеся постоянно, начиная с 1947 года, выезжали с учителями в пригородные районы (Ольга Васильевна Негруце выезжала на экскурсии в Саблинские пещеры, а также  проводила занятия по географии на местности, в частности в Стрельне). 

      Сохранилась фотография педагогического коллектива, на фоне колонн станции метро «Кировский завод».Учащиеся нашей школы принимали активное участие в подготовке к открытию станции метро Кировский завод. В 1955 году учащиеся 8 б класса, где классным руководителем была Негруца, спросили ее: «Как можно ускорить открытие станции метро?». Ольга Васильевна направила секретаря школьной комсомольской организации и членов комитета ВЛКСМ в Кировский райком комсомола, где они получили наряд на помывку новой станции метро Кировский завод. После сдачи выполненной работы, а выполняли ее ученики и педагоги нашей школы, в качестве вознаграждения за труды они получили право осмотреть все станции метро, для них была организована экскурсия. По неработающему эсколатору 8 ноября 1955 года они спустились в перронный зал и осмотрели все станции метро первой очереди, то есть от Автово до площади Восстания. Фактически они стали первыми посетителями Ленинградского метрополитена.

      Также сохранилась фотография учащихся, выполняющих работы на пришкольном участке. Встреча учащихся нашей школы с писателем Львом Успенским во время обсуждения его книг «Слово о словах» и «Имя дома твоего». Вторая книга в этой же витрине писателя Матвеева «Семнадцатилетние», которая была очень популярна среди учащихся старших классов в нашем городе, так как довольно интересно рассказывала о проблемах школьной жизни. Кировский район в послевоенные годы превращается  в гигантскую стройку и на фотографии 1953 года мы видим будущего председателя Ленинградского Горисполкома А.А.Сизова, который с учащимися нашей школы проводит экскурсию по одной из строек Кировского района. В те времена А.А.Сизов был главой Строительного треста, депутатом Кировского районного совета, впоследствии стал во главе Кировского Исполкома и Ленинградского Исполкома. Одна из улиц города в районе Комендантского аэродрома 4 декабря 1974 года была названа в честь А.А.Сизова. 

     В эти же годы школа проходит первую реконструкцию. В школе появляется новый спортзал, а совмещенный старый зал начинает использоваться как актовый. При последующей реконструкции в 60 – годах ХХ века спортзал становится вестибюлем.                

     Многие учителя проработали в школе долгую жизнь и имеют только одну или две записи в трудовой книжке. В числе их Ольга Васильевна Негруца, Михеева Надежда Георгиевна, Мац Александра Николаевна, Гриляк Татьяна Сергеевна, Сачкова Светлана Капитоновна и многие другие.     

     Ольга Васильевна получила звание заслуженного учителя РСФСР в 1971 году и в школьном музее можно увидеть ее личные документы: диплом о присвоении звания, диплом об окончании Одесского университета на русском и украинском языках, почетную грамоту и поздравления учащихся через газету ленинградских пионеров «Ленинские искры».

      Старшее поколение учителей периодически бывает в нашей школе. В былые времена, когда они были помоложе приходили в день учителя. В школьном архиве хранятся фотографии Ольги Васильевны со своими учениками и выпускниками.  Директор школы Адамский Михаил Яковлевич поздравляет Ольгу Васильевну Негруца с Днем учителя.   

     

Жизнь школы С 1960 – 1995 гг

     В 1960 году директором школы становится Тодорский Анатолий Иванович.В это время завучем стала Ольга Васильевна Негруца, которая оценивая работу директора школы сказала: «что он внес яркий луч света в жизнь школы». В школе было введено учебное телевидение. Пионерская дружина получила звание имени Сергея Мироновича Кирова. Под руководством заместителя директора школы по воспитательной работе Николаевой Елены Ивановны начинается подготовка экскурсоводов школьных музеев(в школе был создан мемориальный зал, посвещенный жизни и деятелбности Сергея Мироновича Кирова). Под руководством Елены Ивановны была организованна поездка учащихся по местам, связанных с жизнью и деятельностью Кирова: Киров на Кольском полуострове, город Киров, город Астрахань (там он воевал в Гражданскую войну). Еленой Ивановной были организованы лагеря труда и отдыха для старшеклассников в Молдавии (в Тираспольском районе) и Болгарии.  

     В школе введено производственное обучение, которое проходило на Кировском заводе. Была организована связь с Финансово-Экономическим институтом, с фабрикой Ленсукно и Кировским заводам. Учащиеся по окончанию школы получали следующие профессии: мальчики – слесари-сборщики, токари фрезеровщики; девочки – бухгалтеры. Все они получали дипломы о присвоении им этих профессий и разрядов наряду с аттестатом зрелости. В эти же годы появилась должность заместителя директора школы по производственному обучению, им был назначен Лукьяненко Николай Андреевич.

     В 1960 году проводят очередную реформу в области народного образования. Учащиеся 1 – 8 классов перешли в 479 школу, а наша школа приняла 380 учеников в 9 классы и в эти же годы к нам в школу поступила учиться Галина Васильевна Старовойтова, которая закончила нашу школу в 1964 году. 

     В эти же годы школа начинает новое профильное обучение. Наша школа начинает внедрять углубленное изучение английского языка в начальной школе.

     Выпускники нашей школы неоднократно встречаются и в домашнем кругу, и в школе

 

     В 1956 году состоялся первый выпуск средней школы № 397. Одна из важнейших фотографий в истории школы 60-х годов – торжественная линейка в честь «Праздника знаний» -  1 сентября 1962 года.  

    В 1965 году Тодорский А.И. уходит на работу в качестве заведующего РОНО Кировского района. И директором школы становится Мац А.Н., которая проработала в школе      33 года, была награждена званием – «отличник народного образования». При Мац Александре Николаевне была введена одна очень интересная форма учебно-воспитательной работы проведение совместных педсоветов учителей и учащихся. Самой больной вопрос учебного процесса в школе – это качество знаний учащихся. Но фактически это головная боль только учителей, а 2/3 учащихся довольно пассивно относятся к процессу обучения. Педагогический коллектив школы поставил перед собой задачу помочь ученику стать союзником учителя. Девять лет потребовалось коллективу школы для отработки своеобразного ритуала педагогического совета, проводимого с участием учеников. К этой работе была подключена пионерская и комсомольская организации. Неоднократно проводилось анкетирование школьников с пятого по десятые классы. Школьники анализировали причины своей неуспеваемости и организации учебного процесса. Учащиеся назвали следующие причины: лень, большую нагрузку в школе и дома, отсутствие внимания на уроке и желание заниматься любимыми предметами в ущерб другим, а также не умение организовать свое личное время. На педсоветы, как правило, приглашались секретари комсомольской организации школы, председатель Совета пионерской дружины имени С.М. Кирова, члены Совета дружины, председатели Советов отрядов, звеньевые. Совместно с учителями и членами детской, пионерской организации и подростковой комсомольской организации определялось, какие меры нужно предпринять для повышения качества знаний. К числу мер относились: взаимопомощь учащихся, дополнительные занятия, контроль за знаниями учащихся не только учителем, но и учениками. Об итогах этой работы рассказывает брошюра «Большой педагогический Совет», которая была написана Т.Н. Мальковской (доцентом кафедры общей педагогики ЛГПИ имени А.И. Герцена) и А.Н. Мац, директором нашей школы. Опыт работы нашей школы был рекомендован для изучения  всем школам города Ленинграда. 

 

      Завучом по английскому языку становится Гриляк Татьяна Сергеевна, которая является одним из авторов многих методик и их внедрения в учебный процесс в специализированные школы города, где изучается английский язык. Гриляк Татьяна Сергеевна награждена званием отличника народного образования. В 60-70 годы были введены такие предметы, как английская и американская литература, технический перевод; учащиеся могли получить профессию гида-переводчика и переводчика технической литературы. Об особенностях учебного процесса по английскому языку, о качестве знаний, которые получали учащиеся специализированной школы № 397 рассказали Сезонова Галина Васильевна( выпускница 1975 года, в настоящее время руководитель одного из муниципальных советов нашего города), Шилова Анна Викторовна (выпускница 1985 года, в настоящее время учитель английского языка в нашей гимназии, победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в приоритетном национальном проекте «Образование» 2006 года; победитель Российско-Американского конкурса учителей английского языка и страноведенья США 2004 года; участник американской программы «Открытый мир», организованной Лихачевым и Билингтоном).    

 

      Особой любовью у учащихся пользуются праздники, организуемые учителем английского языка Травниковой Марией Васильевной ( учителем английского языка, награжденная званием «Почетный работник народного образования», художественный руководитель школьной самодеятельности) и Сачковой Светланой Капитоновной(зам директора по учебно-воспитательной работе и учителем музыки,награжденный званиями  «Почетный работник народного образования» и «Профессионал России»). На праздниках мы знакомимся не только с нашей петербургской культурой, но и познаем традиции бытовой культуры англо-язычных народов.

 

      В этот период школу закончили такие яркие личности, как Елена Валова- олимпийская чемпионка по фигурному катанию; художник-график Майофис, один из авторов оформления популярного молодежного журнала «Юность»; Головенко Наталья- поэтесса, побликующая свои стихи в журнале «Нева», в настоящее время вышел сборник стихов «На грани» в 1997 году. С 1995 года Головенко-Федорова Наталья Николаевна возглавила морскую компанию ЗАО «Балтик Меркур». Главами компаний являются и Ромоненко Екатерина Владимеровна, Курун Галина Александровна. Все выше названные учащиеся закончили школу в 1975 году.

     В этом же году блестяще закончила школу Дмитреева Оксана Генриховна, депутат Государственной Думы пяти созывов и бывший министр труда и социального развития в правительстве России, Доктор экономических наук. Оксана Генриховна, по окончании школы поступила в Финансово-Экономический институт, который закончила с отличием(документы об образовании хранятся в экспозиции зала). Уже в студенческие годы имела пять научных работ с публикацией. Будучи избранна в ГД первого созыва с делигацией депутатов впервые посетила Лондон. Она смогла для своих коллег провести экскурсию по центру Лондона, чем вызвала удивление и восхищение. В одном из своих интервью Оксана Генриховна добрыми словами оценила качество образования, полученное в нашей школе и дала очень высокую оценку учителю английского языка Мещерской С.Н. Оксана Генриховна является постоянным заместителем Комитета ГД по бюджету и, как она сама говорит, восемь лет воюет за справедливую социальную политику государства для социально – незащищенных граждан нашего общества, то есть пенсионеров, молодого поколения и бюджетников.  Своим высшим достижением в области государственной деятельности она считает Бюджетный кодекс нашего государства, борьбу за принятие этого закона она вела два года. Одной из первых, еще до принятия пресловутого «122 закона о пенсионном обеспечении» она выступила с его резкой критикой, где доказала его несостоятельность и весьма своеобразное отношение государства к пенсионерам и молодежи. В настоящее время уже и правительство ГД пришли к выводу, что необходимо закон о пенсионном обеспечении реформировать. Прислушиваются к ее мнению о создании сберегательных касс, которые помогут решить жилищную проблему молодым семьям. Седьмого-восьмого декабря 2007 года, когда наша школа отмечала свое семидесятилетие Оксана Генриховна поздравила родную школу правительственной телеграммой и подарила нам две свои книги: «Региональный хозрасчет: концепция и формы реализации» и «Региональная  экономическая диагностика».

 

    Многие ученики, закончившие нашу школу заняли достойное место в обществе, получили высокий социальный статус.

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен